Судья – прокурору: "Сколько можно издеваться над судом?!"

27 июля 2010 года оказалось не самым удачным днем для гособвинителей на судебном процессе по второму уголовному делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в Хамовническом районном суде Москвы. Показания дали две рядовых сотрудницы бухгалтерии "ЮКОСа" - Наталья Губанова и Ирина Жидарева, а также бывший президент "Томскнефти" Леонид Филимонов. Все трое засвидетельствовали, что им ничего не известно о махинациях руководства НК. Между тем действия прокурора Лахтина председательствующий назвал "издевательством над судом" и объявил ему замечание с занесением в протокол судебного заседания.

Если следовать обвинительному заключению, то Леонид Филимонов должен быть пострадавшей стороной. Ведь именно у "Томскнефти" ВНК, по версии Генпрокуратуры, Михаил Ходорковский и Платон Лебедев похитили в 1999 году всю добытую нефть в объеме 30 миллионов тонн.

Однако свидетель заявил, что не только похитить, но и добыть такой объем нефти с технологической и финансовой точек зрения было невозможно. "Даже если бы мы перевернули ось земную… это было невозможно", - в частности, сказал бывший президент ВНК.

Такие показания решительно не устроили Валерия Лахтина - прокурор назвал ответ свидетеля неправильным. По его мнению, Леонид Филимонов - проработавший в нефтяной отрасли почти полвека, в том числе в ранге министра советского правительства - не искушен в предмете судебного разбирательства.

Далее, как пояснил Леонид Филимонов, добытая нефть поступала в систему "Транснефть", а оттуда - на нефтеперерабатывающие заводы и другим получателям, при этом на узлах учета фиксировался каждый кубический сантиметр сырья.

Прокурора очень занимал вопрос о том, какие изменения произошли в "Томскнефти" после ее покупки "ЮКОСом". По словам Леонида Филимонова, была выстроена вертикально интегрированная система управления, которая была наиболее эффективной.

"А он [Михаил Ходорковский] больше внимания уделял производственными вопросами или вопросами реализации нефти? Он, который практически нисколько не работал в этой сфере… Практически случайный человек был в этой отрасли!" - то ли вопрошал, то ли утверждал Лахтин.

"Валерий Алексеевич! Я вам объявляю замечание! Занесите в протокол!" - не на шутку рассердился Виктор Данилкин.

Это замечание судьи Валерию Лахтину - первое с начала судебного процесса, хотя предупреждал прокурора о таких мерах он неоднократно.

"Говорить, что "ЮКОС" пришел и ни черта не понимал (я извиняюсь за это слово) - не надо. Специалистов у "ЮКОСа" было достаточно, чтобы решать вопросы очень грамотно", - раздражался и свидетель.

"Вы на веру восприняли, что он [Ходорковский] является легитимным и стоящим хозяином?" - продолжил наступление в прежнем ключе Валерий Лахтин.

"Я исхожу из того, что его компания выиграла тендер", - отвечал Леонид Филимонов.

"Вы же не знаете, как проводился тендер! На каких условиях! А мы знаем!" - обличающим тоном заявил Лахтин.

"Послушайте, Валерий Алексеевич! Я вам уже замечание сделал! Прекращайте давать показания! Вы давайте вопросы задавайте, а не рассуждайте! Сколько можно издеваться над судом?!" - снова взорвался Виктор Данилкин.

В ходе допроса Леонида Филимонова сторонами выяснился примечательный факт. По словам свидетеля, около трех месяцев назад его вызывали на допрос по делу "ЮКОСа". Едва адвокаты Михаила Ходорковского и Платона Лебедева попытались выяснить какие-либо подробности этого допроса, как Валерий Лахтин вскочил с места и пригрозил экс-президенту ВНК уголовной ответственностью "за разглашение данных предварительного следствия".

Какое может быть предварительное следствие на втором годе судебного процесса, гособвинитель не уточнил.

"Я не знаю и не помню, где меня допрашивали", - отреагировал на предупреждение Лахтина Леонид Филимонов.

В конце концов Лахтин ходатайствовал об оглашении показаний свидетеля на предварительном следствии - в связи с их "противоречиями" теперешним показаниям Леонида Филимонова в суде.

Адвокаты высказались категорически против. По их мнению, никаких существенных противоречий прокурор не назвал, и следовало прекратить многочасовой допрос 75-летнего человека.

"Конкретно - в чем противоречия?! Я не услышал", - спросил судья.

"Он тут указывает цены… 400, 500 рублей..." - замялся Лахтин.

"Я говорю про девяносто второй год! Меня-то передергивать не надо! Я нормальный человек! И пока еще не обвиняемый!" - закричал на прокурора Леонид Филимонов.

В итоге Виктор Данилкин разрешил огласить показания свидетеля "только в части противоречий". Но несмотря на это решение суда, Гюльчехра Ибрагимова почему-то огласила их целиком. Ничего принципиально нового не прозвучало, а Леонид Филимонов подтвердил то, что было оглашено.

В свою очередь Наталья Губанова сообщила, что любые операции с нефтью фиксировались документально, а бухгалтерская отчетность была в полном порядке, что подтверждалось многочисленными аудиторскими и налоговыми проверками. Никаких преступных поручений ни от подсудимых, ни от кого-либо еще из "ЮКОСа" она не получала.

Аналогичные показания дала и Ирина Жидарева. Так, на вопрос защиты о том, существовала ли в "ЮКОСе" какая-либо неофициальная, параллельная структура, она ответила: "Извините, впервые слышу".

Следующее судебное заседание по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева состоится 28 июля. Начало в 10 часов.