Правозащитник Андрей Бабушкин – о посещении колонии "Черный дельфин" и Алексее Пичугине

Алексей ПичугинПредседатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов, а также члены СПЧ Андрей Бабушкин, Евгений Бобров и Игорь Каляпин в ходе двухдневной рабочей поездки в Оренбургскую область посетили исправительную колонию №6. Во время посещения, помимо прочего, проводились беседы с осужденными к пожизненному лишению свободы, в числе которых был фигурант "дела ЮКОСа" Алексей Пичугин. Правозащитным Центром "Мемориал" (Москва) Пичугин признан политзаключенным.

 

Read this article in English

 

Об этом член СПЧ и председатель Комитета "За гражданские права" Андрей Бабушкин рассказал в своем блоге в "Живом журнале".

"Мы посетили Алексея Владимировича Пичугина. Вначале нам сказали, что он не будет с нами встречаться, так как он ни с кем не встречается, кроме своих адвокатов. Я попросил передать, что с ним хотят встретиться Бабушкин и Федотов. Тогда Пичугин согласился на встречу. Из 10 человек, пришедших на личный прием, он был третьим.

Как и всех, его завели в наручниках, прижатым к полу, а затем посадили на табуретку", – написал правозащитник.

Как он отметил, из общения с Пичугиным стало видно, что он не падает духом, не отчаивается.

По словам Андрея Бабушкина, у Алексея Пичугина два взыскания, которые член СПЧ оценил "как объявленные надуманно с тем, чтобы не дать перевести его в облегченные условия отбытия наказания".

Как известно, для осужденных к пожизненному лишению свободы Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает строгие, обычные и облегченные условия отбывания наказания. Изначально заключенный попадает в строгие условия. Это в год – два четырехчасовых свидания, одна посылка или передача и одна бандероль.

Перевод в обычные условия возможен спустя десять лет и при отсутствии взысканий. Главное отличие обычных условий от строгих – разрешаются длительные свидания с родными продолжительностью до трех суток.

Алексей Пичугин удерживается за решеткой уже более 12 лет.

Андрей Бабушкин сообщил, что правозащитники рекомендовали бывшему сотруднику ЮКОСа эти взыскания снять.

"Я рекомендовал Алексею Владимировичу написать заявление о помиловании, пояснив, что это не связано с признанием своей вины, а мы готовы его ходатайство поддержать", – выразил мнение председатель Комитета "За гражданские права".

В конце встречи, продлившейся примерно 7–10 минут, Андрей Бабушкин сказал Алексею Пичугину, что символически жмет его руку.

"Когда он ушел, кое-кто сделал мне замечание – а знаком ли я с тем, сколько людей погибло из-за него. У нас разгорелась дискуссия, в ходе которой тюремное начальство (а это были, на мой взгляд, ОЧЕНЬ порядочные люди, хотя и информированные весьма односторонне) узнало от меня много нового по делу Пичугина", – резюмировал правозащитник.

Ранее адвокат Алексея Пичугина Ксения Костромина в интервью радиостанции "Эхо Москвы" говорила, что ее подзащитный не демонстрировал намерения просить помилования, но, по мнению Ксении Костроминой, он не будет отказываться от помилования в том случае, если его помилует президент.

Визит членов СПЧ в ФКУ ИК-6. Фото пресс-службы УФСИН России по Оренбургской области


Алексей Пичугин был арестован 19 июня 2003 года.

В рамках первого дела он был признан виновным в организации (якобы в интересах компании "ЮКОС") убийства в 2002 году тамбовских бизнесменов Сергея и Ольги Гориных. А также в 1998 году – покушения на главу Управления по общественным связям мэрии Москвы Ольгу Костину и разбойного нападения и покушения на управляющего компании "РОСПРОМ" Виктора Колесова.

Трупы предполагаемых жертв, супругов Гориных, обнаружены не были. Виктор Колесов и на следствии, и на суде неоднократно повторял, что не считает себя жертвой Пичугина. И вообще сомневался в том, что его кто-то хотел убить. В свою очередь версия о причастности ЮКОСа к взрыву на лестничной клетке в доме родителей Ольги Костиной появилась только спустя почти пять лет после события. При этом она противоречит фактическим обстоятельствам по делу. А у Ольги Костиной случился карьерный взлет.

В рамках второго дела Алексей Пичугин был признан виновным в организации убийств в 1998 году мэра Нефтеюганска Владимира Петухова и директора московской торговой фирмы "Феникс" Валентины Корнеевой, а также организации покушений в 1998 и 1999 годах на управляющего австрийской компании "Ист Петролеум" Евгения Рыбина. По версии гособвинения, поддержанной судом, Алексей Пичугин действовал, руководствуясь поручением вице-президента ЮКОСа Леонида Невзлина.

Все показания свидетели от прокуратуры по этому делу давали с чужих слов. Впоследствии осужденный Геннадий Цигельник, один из главных "козырей" обвинения, отказался от своих показаний против представителей ЮКОСа, заявив, что оговорил Пичугина и Невзлина по просьбе следователей Генеральной прокуратуры в обмен на поблажку в сроке наказания. Но его обманули.

Алексей Пичугин с марта 2008 года удерживается в колонии ФКУ ИК-6 города Соль-Илецк Оренбургской области, известной также под названием "Черный дельфин" и предназначенной для осужденных к пожизненному лишению свободы.

По признанию Аллы Николаевны Пичугиной в интервью корреспонденту "Открытой России" Зое Световой, в 2015 году ее сыну потребовалась медицинская операция, связанная с венами на ногах.

23 октября 2012 года Европейский Суд по правам человека постановил, что судебное рассмотрение первого дела Пичугина было несправедливым, нарушающим статью 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и указал на необходимость нового разбирательства. Согласно российской Конституции, Верховный суд РФ не может не выполнить решение ЕСПЧ. Однако это не сделано до сих пор.

23 марта 2015 года Страсбургский суд коммуницировал жалобу по второму уголовному делу Пичугина.

Ни по одному пункту обвинений Алексей Пичугин своей вины не признал.

СМ, справку Правозащитного Центра "Мемориал" (Москва) по делу Алексея Пичугина.