В ЕСПЧ подана жалоба в интересах Руслана Кутаева

Юристы межрегиональной общественной организации Комитет против пыток направили в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) жалобу в интересах известного общественного деятеля Руслана Кутаева.

По мнению правозащитников, в отношении Кутаева российские власти нарушили целый ряд статей Европейской Конвенции, в том числе – запрет пыток, право на личную неприкосновенность и право на справедливый суд.

21 февраля 2014 года родственники Руслана Кутаева обратились за юридической помощью в Сводную мобильную группу правозащитников, работающую в Чеченской Республике (СМГ). Они сообщили, что днем ранее Руслан был похищен неизвестными вооруженными людьми в камуфлированной форме.

Сам Кутаев позже рассказал правозащитникам, что был похищен из дома своего родственника в селе Гехи и отвезен в неизвестное для него место. Там его избивали в течение получаса высокопоставленные должностные лица Чеченской Республики.

После этого пытки с применением электрошокера продолжились в подвале – от чеченского общественного деятеля требовали подписать некие документы.

Опасаясь за свою жизнь, Кутаев был вынужден в итоге это сделать, когда его привезли в оперативно-розыскную часть № 2 Старопромысловского района Грозного.

Ночью Кутаев был помещен сначала в РОВД Урус-Мартановского района, а около пяти утра его перевели в ИВС.

После того как Руслан отказался от дачи показаний, его вновь жестоко избили. Избиения продолжались до тех пор, пока он не дал согласие, что выполнит все условия истязателей – признается во всех инкриминируемых ему преступлениях и не будет заявлять о примененных к нему пытках.

Однако во время посещения правозащитниками Кутаева в ИВС, он все же рассказал члену Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте Игорю Каляпину о творящемся беззаконии. По мнению Кутаева, его "прессовали" за то, что он "своевольно" провел конференцию, посвященную 70-летию депортации чеченцев и ингушей в 1944 году.

В ходе общественного расследования, проведенного правозащитниками, были получены доказательства, достаточные для утверждения, что в период с 20 февраля по 22 февраля 2014 года должностные лица, выступающие в официальном качестве, неоднократно подвергли Руслана Кутаева противозаконному физическому воздействию, причинившему ему сильные физические и нравственные страдания с целью принудить его дать признательные показания по уголовному делу.

Власти республики, в свою очередь, категорически отрицали общественно-политическую подоплеку уголовного преследования Кутаева (тот был задержан буквально через день после участия в несогласованной конференции, посвященной 70-летию депортации чеченского народа) и всячески подчеркивали, что уголовное дело против 56-летнего чеченского политика и общественного деятеля – банальное.

Рассмотрение заявления Кутаева об избиении и пытках закончилось предсказуемо – Следственный комитет отказал в возбуждении уголовного дела, а обжалование правозащитниками этого решения ни к чему не привело.

Верховный Суд Чечни прекратил производство по жалобе, указав, что оценка доводам Руслана о применении к нему пыток дана в приговоре по уголовному делу.

7 июля 2014 года Кутаев был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ (незаконные приобретение и хранение без цели сбыта наркотических средств в крупном размере) и приговорен к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.

31 октября того же года судебная коллегия Верховного суда Чечни определила изменить приговор суда первой инстанции, сократив срок отбывания наказания Руслана Кутаева до трех лет и десяти месяцев. Также судьи посчитали излишним наказание в виде ограничения свободы Кутаеву сроком на один год с запретом на общественную деятельность.

После вступления приговора в силу Кутаев получил право обратиться в ЕСПЧ.

Юрист Комитета против пыток Антон Рыжов подчеркивает: "В поданной жалобе содержится описание целого "букета" нарушений прав человека, но главное, конечно, что там обосновывается несправедливый процесс в отношении Кутаева, факты фальсификации доказательств по его делу. Мы будем с нетерпением ожидать коммуникации ЕСПЧ, не забывая и о работе на национальном уровне – в ближайшее время в Верховный суд России будет отправлена кассационная жалоба на приговор".