"Пермь-36": память о чём?

Read this article in English

Член правления международного общества "Мемориал" Александр КалихСитуация вокруг "Перми-36", к сожалению, подошла к логическому концу. Вся гадость, которая в стране происходит, отражается в этой маленькой истории как в зеркале: слабовольный губернатор, который крутится, вертится и в итоге поддается давлению коммунистов; бывшие охранники зоны пишут историю ГУЛАГа (нет, это не метафора)...

Сколько дирекция АНО "Пермь-36" ни убеждала губернатора Виктора Басаргина, сколько мы ни требовали (а мы собрали более 70 тысяч подписей), было принято решение сменить курс. Теперь "Пермь-36" – это музей, в котором рассказывается о тяжелом и благородном труде доблестных сотрудников ГУЛАГа, о том, какие технологии применялись, чтобы оградить великий народ от пятой колонны и разных нацистов с Украины.

Вообразите – это серьезно! Первая выставка в новой "Перми-36" посвящена именно этому: средства охраны, технические способы содержания подлых националистов, фашистов, изменников Родины.

В октябре было совещание с участием Михаила Федотова и Владимира Лукина. На нем, кажется, нашли общий язык с администрацией, оставалось только оформить договор об общественно-государственном сотрудничестве. Потом пар вышел, все замолчали, начались закрытые встречи, давление... Это странная история. Вроде бы на обсуждениях в администрации президента говорилось о необходимости сохранить музей в том виде, в котором он существовал, закончить волокиту. Было много обещаний. Но в дело вмешались какие-то "невидимые силы". Это стыдно и грязно.

Людей довели до той ситуации, в которой они не могли принять иное решение, кроме самоликвидации. Помимо постоянных попыток придать АНО статус иностранного агента, помимо бесконечных придирок и штрафов, главной причиной стала жажда нового руководства сменить курс музея, сделать его не о том.

Весь скандал начался, когда пошла речь о том, что "Пермь-36" войдет в федеральную программу увековечения памяти жертв политических репрессий. Это обещало финансирование на уровне 500 млн рублей. Дальнейшее было похоже на рейдерский захват: в срочном порядке создали государственную организацию без ведома общественной организации, сменили директора музея, а уже потом проинформировали АНО "Пермь-36". Хотя именно общественная организация создавала этот музей, она его выстрадала, и я лично укладывал первые камни.

Калих Александр Михайлович

Сейчас стоит вопрос, быть "новому" музею памятным местом или не быть. Судьбой культурного объекта интересовалась ЮНЕСКО: на выходе было решение придать "Перми-36" мировой статус памятника истории. Как будет вести себя пермский "Мемориал"? На заседании международного "Мемориала" 19-20 марта мы выступим за то, чтобы музей с его теперешним курсом не попал ни в программу увековечения жертв репрессий, ни в список ЮНЕСКО.

Пермь когда-то называли столицей гражданского общества. Сейчас это захудалое место. Как, впрочем, и вся Россия. История с "Пермью-36" вписывается в окружающий фон, во все, что сейчас в России происходит: война, убийство Немцова... Дышать тяжело.

Александр Калих, Член правления Международного общества "Мемориал"

Источник: "Грани"