Верховный суд РФ отменил бесчеловечную норму инструкции по перевозке заключенных

Верховный суд РФ признал недействующей норму Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, которая позволяла перевозить в камерах спецвагонов ФСИН России от 13 до 16 заключенных. Решение было принято на основе коллективной жалобы граждан.

Интересы заявителей представлял юрист Фонда«Общественный вердикт» , член правления Коми правозащитной комиссии «Мемориал» Эрнест Мезак.

Заявители Руслан Алиев и Вячеслав Газукин в настоящее время отбывают наказание в Новосибирской области и Республике Коми. Третий заявитель, Константин Бабошин, до лета прошлого года также находился в заключении.

В октябре 2011 года заявители обжаловали в Верховном суде РФ нормы Инструкции по служебной деятельности спецподразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Инструкция позволяла перевозить в больших камерах специальных вагонов ФСИН (вагонзаках) площадью 3,5 кв.м. до 16 человек, а в малых камерах площадью 2 кв.м. – до 6 человек.

В жалобе представитель заявителей ссылался на постановление Европейского суда по делу «Гулиев против России». Тогда в своем решении суд признал бесчеловечной двенадцатичасовую перевозку заключенного жителя Коми из Нижнего Новгорода в поселок Рузаевку. Перевозка осуществлялась в малой камере вагонзака вместе с еще четырьмя заключенными. Страсбургский суд в постановлении указал, что недопустимо перевозить заключенных в камерах, когда на каждого из них приходится по 40 кв.см личного пространства, независимо от длительности конвоирования.

В ходе состоявшегося заседания Верховного суда представитель Генпрокуратуры РФ частично поддержал позицию заявителей. Выступая в суде прокурор высказала мнение, что перевозка в большой камере вагонзака более 12 заключенных является, по сути, бесчеловечным обращением. В итоге судья Верховного суда РФ Валентина Емышева признала недействующей норму инструкции, позволяющую перевозить в больших камерах вагонзаков более 12 человек.

«Несмотря на определенный успех, в целом мы разочарованы решением суда. По большому счету судья Емышева не согласилась с мнением Европейского суда по правам человека и Европейского комитета по предупреждению пыток, которые полагают, что в больших камерах вагонзаков не должны перевозиться более шести заключенных, а в малых – более трех. Такая позиция Верховного суда может спровоцировать подачу в Страсбург множества новых жалоб российских заключенных на условия их конвоирования», – прокомментировал вердикт Эрнест Мезак.